КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ

До сих пор среди автолюбителей ходят ностальгические легенды о корабельном сурике как идеальной защите днища авто от коррозии, и они не лишены оснований. Много слухов ходит и о том, как часто красят мост Золотые Врата в Сан-Франциско - одно из крупнейших инженерных сооружений прошлого века. Кто говорит, что раз в семь лет, а кто - что из конца в конец каждый год. На самом деле после завершения строительства в 1937 году мост был окрашен краской на основе свинцового сурика, разведенного в льняном масле, но по причине прогрессирующей коррозии в 1965 году, т.е. менее 30 лет спустя, старую краску начали счищать, заменяя ее на систему из водного цинксиликатного грунта и водоэмульсионной акриловой краски. Полная замена системы покрытий была завершена к 1995 году.

После недавнего осмотра на северной оконечности моста были обнаружены неокрашенные элементы конструкции, покрытые только цинксиликатной грунтовкой. Покрытие, прослужившее почти 50 лет, было в настолько хорошем состоянии, что было решено оставить его как есть (фото ниже). И тут, пожалуй, правомерно говорить уже не о грунтовке, а о самодостаточном покрытии «всё в одном».

Однако и 50 лет – не рекорд. Существуют объекты и в полтора раза старше, но это не тема данной презентации. А для срока жизни автомобильного кузова и 50 лет - за горизонтом мечтаний.

Итак: свинцовый сурик – 30, и цинксиликат – 50-80 лет. Почувствуйте разницу.

Следует добавить, что льняное связующее само по себе недолговечно, а свинцовые пигменты в ЛКМ уже запрещены повсеместно ввиду токсичности.

Можно привести тысячи успешных примеров применения этих материалов во всем мире, но мы будем основываться только на своем опыте.

ZRC ES и ZRC Aqua относятся к классу вышеописанных индустриальных покрытий, широко применяемых на объектах морской нефтедобычи, мостовых конструкциях, военной технике и т.д. К слову сказать, на корпусах танкеров, включая палубный настил, имеют пожизненный срок эксплуатации (подробнее на www.corrline.by и www.zinc.by)

 

До последнего времени они не рассматривались в качестве кандидатов для борьбы с коррозией в кузовом ремонте по ряду причин:

– все они предъявляют определенные требования к

  • подготовке поверхности - песко/дробеструйная очистка почти до белого металла,
  • навыкам маляра - соблюдение режимов нанесения (температура, относительная влажность воздуха) и определенной толщины пленки: при толщине свыше 80 мкм в случае ошибки маляра пленка может растрескаться и отслоиться

– малая распространенность пескоструйной очистки в кузовном ремонте

– низкая толщина кузовного металла, ввиду чего его сложно отпескоструить без коробления

– полная неосведомленность потребителей о самом существовании такой системы защиты, не говоря уже о ее достоинствах, а в случае осведомленности – предубеждение: «это сказки, так не бывает». Следует добавить, что в индустриальной сфере сведений о ней тоже недостаточно, и этому есть объяснение.

Тем не менее наш пятнадцатилетний опыт показал, что ZRC легко находят свою нишу и в кузовном ремонте. Профессиональные кузовщики поначалу не верили в чудеса, но, поработав с материалами, в конечном итоге оценили их достоинства, среди которых:

 

  • за счет электрохимической активности (катодная защита) и особого химического состава покрытие выдерживает уровень солевого загрязнения поверхности, в 10-50 раз превышающий критический для обычных лакокрасочных систем, что обеспечивает подавление подпленочной коррозии и исключает появление «жучков».
  • металл под покрытием не подвержен питтингу, а застрявшая в мелких кавернах ржавчина не является потенциальным очагом коррозии
  • электропроводность, что позволяет производить по покрытию сварку
  • высокая термостойкость (400 С и выше) и стойкость к термоударам: покрытие отлично работает на коллекторах, глушителях, суппортах
  • отсутствие старения, выражающегося в мелении и истощении покрытия; наоборот, его твердость и адгезия со временем только нарастают
  • высокая стойкость к воздействиям различных коррозионных сред – морской, промышленной, тропического климата, пресной и морской воды;
  • абсолютная стойкость к УФ излучению и даже атомной радиации;
  • стойкость ко всем растворителям, маслам, микроорганизмам
  • покрытие толщиной 75 микрон самодостаточно и не требует дополнительной окраски
  • ZRC ES и ZRC Aqua нечувствительны к завышению толщины сухой пленки, легко выдерживают и 200, и 300 мкм без растрескивания. Мокрый слой 125 мкм (сухой соответственно 75 микрон легко наносится в один проход
  • быстрое высыхание ZRC Aqua - в контролируемых условиях покрытие высыхает и набирает высокую твердость через 15 - 45 минут

 

 *  *  *  *  *

Общеизвестно, что маленький жучок на автоэмали сигнализирует о том, что процесс коррозии под покрытием идет полным ходом, и площадь поражения в десятки раз больше маленькой рыжей точки. Практически все автовладельцы, прошедшие процедуру стандартного ремонта успевшего поржаветь кузова, едины во мнении: привычные теоретически изолирующие эпоксидные грунтовки не дают никакой гарантии от повторного появления жучков через год-другой, и даже толщина покрытия не имеет особого значения – на самом деле бывает чем толще, тем хуже: внешне красивая корка держится на металле на нескольких опорных точках за счет своей толщины, просто дольше скрывая от глаз истинное положение дел – одного удара отверткой достаточно, чтобы отвалился целый пласт, скрывающий махровую ржавчину.

 

Этому есть простое объяснение:

Ионы хлора и серы, а также радикалы их соединений – наиболее распространенные коррозионно-активные элементы. Согласно современной теории коррозии эти радикалы не расходуются в процессе коррозионных реакций, а образуют нестабильные соединения с железом, которые затем вступают в реакцию с кислородом. В результате радикал замещается кислородом и восстанавливается, железо переходит в оксид, а высвобожденный радикал готов к повторной реакции. Это циклический процесс, для поддержания которого требуется лишь минимальное количество кислорода. Таким образом, для превращения тонн стали в ржавчину достаточно нескольких граммов солей на поверхности.

Соединения свинца обладают способностью связывать растворимые соли, нейтрализуя их коррозионную активность, чем и объясняется эффективность свинцового сурика. Однако, как оказалось, тем же свойством обладают и соединения цинка.

Чаще всего именно из-за солевого загрязнения металла лакокрасочные покрытия не выдерживают гарантийных сроков. Пескоструйная очистка и даже промывка аппаратами высокого давления не удаляет все хлориды, и проходивший годами по просоленным зимним дорогам металл невозможно полностью очистить от солей. При окраске они запечатываются под грунтовкой, а поскольку полимерные покрытия, включая эпоксиды, на самом деле паропроницаемы, соль тянет на себя воду осмотически и делает свое дело (не зря в самых качественных химстойких покрытиях применяются пластинчатые наполнители). Зарубежные исследования показали, что для обычных лакокрасочных систем максимально допустимый уровень содержания хлоридов на поверхности составляет от 10 до 50 мг/м2, в то время как материалы класса ZRC ES/Aqua выдерживают уровень загрязнения до 500 мг/м2. Наш опыт показал, что если в многослойной системе покрытий слой ZRC ES/Aqua составляет хотя бы 40 мкм - даже сквозные царапины до металла не провоцируют подпленочную коррозию.

Сегодня всё большее доверие вызывают двухкомпонентные материалы, поскольку они сшиваются химически. ZRC Aqua таким и является, а что касается ZRC ES, то его вторым компонентом/отвердителем является вода, которая поступает из окружающей атмосферы.

Дополнительная окраска ZRC ES и Aqua необязательна, но если нужна, то с ней нет проблем - в многослойной системе покрытий ZRC берут на себя всю антикоррозионную нагрузку. Если вы уверены, что краска совместима с цинковой основой, можно наносить прямо на ZRC. Если нет - мы рекомендуем промежуточный слой из любого эпоксидного или «кислотного» грунта, можно безо всяких антикоррозионных добавок. А далее по желанию любые металлики, перламутры, Xirallic и т.д.

Ввиду того, что пескоструйную очистку могут позволить себе далеко не все, и не у каждого любителя есть краскопульт, планируется производство комплектов «сделай сам», с помощью которых любой желающий сможет своими силами произвести антикоррозионную защиту перед покраской узлов своего авто. Поскольку изъеденный ржавчиной металл уже имеет приличную степень шероховатости, дополнительная обработка перед нанесением ZRC не требуется.

На данный момент (июль 2019 г.) разрабатывается смывка ржавчины и тестируется версия ZRC ES в аэрозольных баллонах – аналогов такому продукту нет. С учетом его термо- и коррозионной стойкости это идеальный вариант для защиты сварных швов.

СЛЕДИТЕ ЗА НАШИМИ НОВОСТЯМИ!

ФОТОФАКТЫ

Протектирующая способность покрытия:

Трехнедельные испытания в 5% растворе морской соли, попеременно погружение – атмосфера.

Стальная пластина покрыта составом ZRC Aqua с одной стороны полностью, с другой - наполовину. Коррозия останавливается в 5-10 мм от края окрашенного участка, а также по периметру (подается электрический потенциал с кромки  от цинкового покрытия на обратной стороне), что свидетельствует о катодной активности покрытия. Царапины также не корродируют и покрываются пассивирующей пленкой из карбоната цинка.

 

Один из первых объектов, покрытых цинксиликатом на водной основе ZRC Aqua в октябре 2005 года. Фото - апрель 2006 г.

 

Десять лет спустя. Люки регулярно окрашиваются ПФ-эмалью, которая быстро истирается и остается только в углублениях

 

Точечная коррозия цинкового покрытия незначительна и локализована, наблюдается только на выступающих пиках, подверженных наибольшему истиранию, и не распространяется под покрытие

 

Глушители аварийной системы сброса пара высокого давления на ТЭЦ-5, г. Минск. Ранее никогда не окрашивались, так как любые покрытия в условиях термоударов крайне недолговечны

Фото ниже: покрыты ZRC Aqua в 2012 году

 

Сильно прокорродировавшие участки с высокой концентрацией соли на поверхности для покрытия не представляют проблем. Белый налёт состоит из карбоната цинкапризнак того, что покрытие работает электрохимически в гальванопаре железо-цинк.

 

Раритету – вторую жизнь! В данном случае это «Москвич» то ли 1952-го, то ли 1958-го года выпуска.

Толщина металла на кузовах старых автомобилей позволяет производить пескоструйную очистку без особого опасения нарушить геометрию, однако опытный пескоструйщик может это сделать и на моделях более позднего выпуска.

 

Т-2 локально отпескоструен и покрыт ZRC Aqua. В таком виде без окраски простоял пять лет.

 

В конце концов, капот из тонкой жести – не единственный элемент авто, и применение ZRC всегда найдется.  ZRC Aqua и ZRC ES ввиду высокой термостойкости отлично подходят не только для кузовных элементов, но и для защиты глушителей, коллекторов, суппортов.

 

Покрытие на суппорте – ZRC Aqua. Покрытие на диске – цинк-спрей одной известной марки.

Четыре года эксплуатации.

Полтора года спустя: покрытие на диске – цинк-спрей известной марки - исчезло без следа, а ZRC Aqua все еще держится.

 

Рама прицепа и ось покрыты ZRC Aqua. 3 года эксплуатации.

В верхнем правом углу коррозия только на участке пропуска, под покрытие не распространяется.

 

На болтах – цинк-спрей ZRC AC, четыре года.

 

Четыре года эксплуатации ZRC Aqua на коллекторе.

 

 

Классически такое покрытие наносится на отпескоструенный металл. Однако практика показывает, что и на ржавой поверхности вполне работает.

На фото – ZRC Aqua, четыре года назад просто вытерли кисточку с остатками состава о старую ржавую тачку.

Степень отверждения покрытия проверяется нанесением царапины ребром монеты, на правильно сформированном покрытии остается блестящий наклеп.

Покрытие на фото окаменело настолько, что монета не оставляет царапин, и сама истирается.

 

Рабочая тачка, 1,5 года эксплуатации. Налицо отличная стойкость покрытия к ударным и истирающим нагрузкам.

 

ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ РЕГИОНАЛЬНЫХ ДИЛЕРОВ,

в т.ч. в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Наши реквизиты:

ООО «Гальварекс», 225306, Брестская обл., г. Кобрин, ул. Советская, д. 7  УНП 291229386

р/с BY92OLMP30123000935070000933  в ЦБУ №101 ОАО «Белгазпромбанк», БИК OLMPBY2X  

225306 Брестская обл., г. Кобрин, ул. Дзержинского, д. 68

www.zinc.by

e-mail Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

+375 29 322 4321,

+375 29 807 2273

Фотогалерея

Просмотреть галерею изображений на:
http://zinc.by/dlya-kuzovnogo-remonta.html#sigProIdfefcf28e4a